организации взаимоотношений и совместной деятельности людей,прояв-
ляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным ин-
тересам,в товарищеском сотрудничестве,в готовности к взаимодейс-
твию и взаимопомощи,во взаимопонимании,доброжелательности и так-
тичности,интересе к проблемам и нуждам друг друга"(1).
Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма
в азиатских культурах и в странах третьего мира.Приводятся инте-
ресные данные исследований проведенные кросс-культуральными психо-
логами о противостоянии индивидуализма и коллективизма.
Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со-
циальной роли как набору норм,определяющих, как должны вести себя
люди в данной социальной позиции.Примерно похожее определение мы
встречаем у М.И.Станкина в "Психологии общения":"социальной ролью
называется ожидаемое поведение человека,занимающего данное общест-
венное положение,обязывающее его вести определенным образом"(2).
В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене-
ние поведения или убеждений в результате реального или воображае-
мого давления группы.В данном учебнике приводятся такие классичес-
кие эксперименты,как эксперименты Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема
и т.д Ссылки на данные эксперименты имеются и в нашем отечествен-
ном учебнике Г.М.Андреевой,но они не более,чем краткое описание
некоторых из них.Проблеме конформизма к сожалению до сих пор не
занимались в нашей стране.Поэтому,конечно интересно будет прочи-
тать об этом в американском учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень
бъемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет
конформизм?".Делая выводы по главе американский автор обращает
внимание, что социальная психология к могуществу социального дав-
ления должна дополняться вниманием к возможностям личности.Мы не
марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от дру-
гих.Данной проблеме придано большое значение в этом учебнике,ис-
пользован значительный вклад психологов занимающихся в этой облас-
ти.
В учебнике Г.М.Андреевой показана модель коммуникативного
процесса Лассуэлла,которая включает пять элементов,такие как:ком-
муникатор,текст,канал,аудитория и эффективнность. Приблизительно
таже модель коммуникативного процесса описана на страницах амери-
канского учебника,где показаны четыре фактора этого процесса:
"коммуникатор",само сообщение,канал и аудитория.Используя эту мо-
дель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втяги-
вания в секту.Информация достаточно интересная,и уникальная для
отечественной социальной психологии т.к.по всей видимости, ка-
ких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюда-
ется.
Переходя к следующей главе, которая называется "влияние
групп" мы уже можем сравнивать ее с нашим разделом "Социальная
психология групп" в отечественном учебнике.Но посмотрим в каком
направлении пойдет рассмотрение даннного вопроса в американском
учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют
друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и
воспринимают себя как мы". Обратимся к психологическому словарю
А.В.Петровского и посмотрим, что только определение малой группы
схоже с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от-
носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индиви-
дов, объединненых общими целями или задачами".
В этой главе рассматриваются три примера таких коллективных
влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реак-
ций в присутствии других;"социальная леность" - тенденция людей
прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои
усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосозна-
ния и боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерс-
тва, которая также подробно описана в учебнике Г.М.Андреевой.Ли-
дерство в американском учебнике определяется как процесс, посредс-
твом которого определенные члены группы мотивируют и ведут за со-
бой группу.Как видно со страниц Д.Майерс не ставит таких четких
границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском
учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициаль-
ного характера лидерства, роли целевого и социального лидеров.Це-
левые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредо-
точены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают команду,
улаживают конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис-
Другие статьи:
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
Развитие психики человека и животного
С незапамятных времён человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей ...
Дефициентная и бытийная мотивация
Маслоу указывает, что большинство психологов занимаются только дефициентной мотивацией, т.е. поведением, ориентированным на удовлетворение какой-то потребности, которая не удовлетворена или фрустирована. Голод, боль, страх - первичные пр ...
Структурная интеграция (рольфинг)
Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха.
По мнению Роль ...
Разделы