Сравнение представлений о личности в теориях

Психология » Сравнение теорий Маслоу и Леонтьева » Сравнение представлений о личности в теориях

Достаточно сложно проанализировать две теории личности с учетом того, что все-таки Леонтьев и Маслоу говорят на разных языках. Но попытаться все же можно.Если пристальнее посмотреть на тексты краткого содержания теорий, изложенный выше, то бросается в глаза, что определения личности как такового у Маслоу нет. То есть нет единой формулировки “личность – это…” Леонтьев же много пишет о том, что такое личность, определяя ее в различных контекстах и давая эти определения с разных сторон. Большую роль в теории личности Леонтьева играет деятельность. Читая его работы, можно вывести следующее утверждение: человек становится личностью в процессе деятельности (не обязательно трудовой, просто деятельности в общем). Леонтьев также учитывает множество внешних факторов, влияющих на развитие и становление личности, Маслоу же говорит в основном о внутреннем содержании личности – о ее саморазвитии, потребностях и т.д. Общим в теориях является то, что и Маслоу, и Леонтьев много внимания уделяют мотивам и потребностям и их соотношениям и взаимоотношениям. Важным моментом является то, что Леонтьев не говорит об идеале личности, то есть он просто констатирует факты и собственные выводы, представления о личности, не выводя из вышеперечисленного некое подобие идеальной личности, Маслоу же называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: 1. “более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней”2. “принятие (себя, других, природы”3. “спонтанность, простота, естественность”4. “центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе)”5. “некоторая отъединенность и потребность в уединении”6. “автономия, независимость от культуры и среды”7. “постоянная свежесть оценки”8. “мистичность и опыт высших состояний”9. “чувства сопричастности, единения с другими”10. “более глубокие межличностные отношения”11. “демократическая структура характера”12. “различение средств и целей, добра и зла”13. “философское, невраждебное чувство юмора”14. “самоактуализирующееся творчество”15. “сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры” В принципе, если судить обще, то данные утверждения являют собой некий перечень характеристик, которыми должна обладать самоактуализирующаяся личность в идеале. Леонтьев же ничего не говорит о будущем личности, к чему она должна стремиться и чего должна достигнуть.Автор не стал приводить в данной работе множество размышлений Леонтьева о личности как о предмете психологического исследования, но таковые существуют. Леонтьев много говорит о различных подходах к изучению личности и приводит примеры, что есть личность и ее особенности в различных областях психологии. Маслоу же рассматривает личность со стороны собственно личности и не рассуждает о том, как изучает ее, например, дифференциальная психология и т.д. Заметна тенденция обоих авторов к объединению в различные иерархии. Леонтьев говорит о иерархии мотивов и деятельностей, у Маслоу есть иерархия потребностей:1. физиологические потребности (пища, вода, сон)2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)4. потребность в уважении (самоуважение, признание) 5. потребность самоактуализации (развитие способностей)Данная иерархия названа пирамидой потребностей. Леонтьев же славен теорией деятельности.Маслоу рассматривает личность в контексте мотивов и потребностей, Леонтьев уделяет много внимания деятельности и ее роли в развитии личности. Автор не считает себя настолько компетентным, чтобы выражать свое отношение к вышеприведенным и описанным теориям личности. Любая теория личности была создана автором не для того, чтобы быть подвергнутой критике. Любая теория личности имеет свое право на существование и никто не знает, какая из них единственно правильна, а какая близка к правде. Неясно, по каким законам личность развивается, быть может, прав Леонтьев, может, Маслоу, но вполне вероятно, что ни одна теория личности полностью не близка к правильному ответу. Можно сказать единственное – автору работы близки обе теории. Теория Маслоу кажется разумной и правдивой в отношении мотивов, теория Леонтьева вообще поражает огромным количеством потрясающих мыслей и выводов.

Другие статьи:

Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Дети особенно ...

Организация деятельности службы.
1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается: - в целом в сфере общего и профессионального образования — на соответствующее структурное подразделение Минобразования России; - в сфере органов управления су ...

Воображение как отражение действительности
Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как по ...