Компоненты структуры личности

Психология » Социальная природа личности » Компоненты структуры личности

Страница 1

Краткое название подструктуры.

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Важнейшие компоненты структуры личности — па­мять, культура и деятельность. Память — это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия пред­ставляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыден­ных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руко­водствуется в процессе практической деятельности. По­следняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность — это целе­направленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не суще­ствует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является чело­век или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историче­ская ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности — это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или соци­альной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т. с. в конечном счете от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фа­зы — социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-эконо­мическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизне­деятельности общества, к социальным группам и соци­альным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации — это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация,— это про­цесс включения социальных норм и ценностей во внут­ренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социа­лизация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания инди­вида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Понятие стресса
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье ...

Сенсорная и эмоциональная депривация
Рассматривая вопрос о роли ограничений, используемых в процессе БДСМ - сессий и (или) БДСМ - отношений, обратим внимание на тот факт, что использование разнообразных кляпов, масок, повязок на глаза, шлемов, так называемыми "нижними& ...

Виды и роль эмоций в жизни человека.
Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Эмоции – “особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредствен ...