Структура личности. Общее и индивидуальное в психике человека.

Психология » Социальная природа личности » Структура личности. Общее и индивидуальное в психике человека.

Страница 2

Понятие личности имеет смысл лишь в системе обществен­ных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специ­фическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отноше­ние к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынуж­денное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность — это инициатор последовательного ряда жизнен­ных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры тако­го поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой .») — таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности,—это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), авто­номия — это «самозаконность». Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нрав­ственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «поступание». Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограниче­ний достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стра­тегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимо­сти, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Психотерапия, основные методы
Психотерап ия (от психо . и греч. therapéia — лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель П. — устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающе ...

Характеристика ощущения, восприятия и памяти у школьников с нарушением познавательной деятельности
“Ощущения и восприятия – первая ступень познания окружающего мира”[1], которая остаётся важной на протяжении всей жизни. У детей с поражённой нервной системой процессы ощущения и восприятия формируются замедленно, с большим количеством ос ...

Териоморфная символика духа в сказках
Описание нашего архетипа не было бы полным, если бы мы не помянули еще об одном особенном способе его проявления, а именно о проявлении этого архетипа в животной форме. Последняя (в общем и целом) принадлежит к териоморфизму богов и демон ...