Главное в анализе снов.

Психология » Сновидение и бессознательное » Главное в анализе снов.

Страница 1

Сам анализ не столько техника, которую можно выучить, а за тем применять согласно правилам, сколько диалектический многосоставной обмен между двумя личностями. Если его проводить механически, то индивидуальная личность теряется и терапевтическая проблема сводится к простому вопросу: Чья воля будет доминировать – пациента или аналитика? По этим же причинам Юнг

прекратил практику гипноза, поскольку не хотел навязывать свою волю другим.

Он отмечает, что изложить общие правила толкования сновидений невозможно. Предположив ранее, что основной функцией снов является компенсация недостатков или искажений в сознании, Юнг

имел в виду, что такой подход весьма и весьма перспективен для раскрытия природы сновидений.

Юнг

пишет, что сновидения вовсе не охраняют крепкий сон от «недопустимых желаний», как назвал их Фрейд

. То, что он назвал «маской», в действительности – форма, которую любые импульсы естественным путём принимают в подсознание. Таким образом, сон не может породить сформулированную мысль. Как только он попытается это сделать, он перестанет быть сновидением, ибо он пересечёт порог осознания.

Следует понимать, что символы сновидений большей частью являются не контролируемыми сознанием проявлениями психики. Как растение порождает соцветия, так психика порождает символы. Любой сон подтверждает это.

Таким образом, через сны (а также озарения, всевозможные импульсы и другие спонтанные явления) силы инстинктивного воздействуют на деятельность сознания. Будет ли эффект такого воздействия позитивным или негативным, зависит от сиюминутного состояния подсознания.

Главное – понять язык индивидуальности человека и вместе с его подсознанием на ощупь пробираться к свету. Это особенно верно для толкования символов.

Юнг

пишет, что не согласен с идеей, что «сон не может иметь другого смысла, чем тот, что очевидно лежит на поверхности». Это несогласие и побудило Юнга

изучать не только одержание, но и форму сновидений. Он задался вопросом: «а почему собственно они (сны) должны иметь смысл, отличный от их содержания? разве в природе встречается что-либо подобное? Ведь сон – это явление природное и не может означать то, чем не является». Вся эта путаница возникает из-за символичности содержания сновидений, придающей им многозначительность. Символы направляют нас в непривычном для сознания направлении, будучи связаны либо с бессознательным, либо с не полностью осознаваемым.

Толкование сновидений с их символикой требует вдумчивого подхода. Оно никоим образом не может быть механическим следованием однажды вызубренному канону. Когда мы пытаемся понять символ, мы сталкиваемся не только с ним самим, но и с неповторимостью личности, его породившей. Это диктует необходимость определения уровня знаний и культуры, имеющихся у пациента. «При этом зачастую приходится восполнять пробелы в собственном образовании», - говорит Юнг.

«Поэтому я взял за правило рассматривать каждый случай как бы с чистого листа, не позволяя аналогиям с похожими случаями в теории или практике формировать предвзятое суждение о ситуации».

Следующий психолог, который посвятил часть своей работы снам и их толкованию – австриец Альфред Адлер

(1870 – 1937 гг.).

Адлер

утверждает, что цель толкования сновидений состоит в том, «чтобы показать больному его подготовительную работу и упражнения, которые обычно разоблачают его как аранжировщика своего недуга, продемонстрировать ему, как он, опираясь на иносказательные символы и тенденциозно подобранные эпизоды, пытается подойти к имеющимся у него проблемам с той стороны, которая позволяет ему осуществлять своё индивидуальное желание, заранее уже предопределённое его целью фиктивного превосходства».

Автор отнюдь не считает сновидение пророческим откровением, способным раскрыть будущее или неведомое. Углублённое изучение сновидений скорее говорит о том, что в осуществлении сновидения, равно как и всякого другого явления душевной жизни, задействованы психические силы индивида.

Хотя мы и отрицаем, что можем заглянуть в будущее, пишет Адлер

, весь наш образ жизни выдаёт желание с уверенностью предсказывать будущие события, предугадывать их. Мы постоянно ведём себя так, как если бы заранее уже знали будущее, хотя и понимаем, что знать ничего не можем.

Следовательно, наше мнимое знание будущего должно находится в бессознательном, должно быть недоступно пониманию и сознательной критике.

То, что сознательное мышление играет в сновидениях второстепенную роль, отмечает Адлер

, доказательств не требует. Большей частью молчат также и отдыхающие в это время органы чувств, способные критически оценить ситуацию. Что невероятного в том, что теперь ожидания, желания, опасения, которые из ядра личности распространяются на актуальную ситуацию спящего, проявляются во сне менее завуалированно?

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Структура мотивации
Продуктивным в изучении мотивации (В.Г.Асеев, Дж.Аткинсон, Л.И.Божович, Б.И.Додонов, А.Маслоу, Е.И.Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом с ...

Секс и порнография в Сети
У нас в России эта тема по-прежнему считается неприличной. Об этом можно поговорить в компании близких друзей, но выносить свое мнение на суд публики! Бессмертное откровение "У нас секса нет!", похоже, здравствует и поныне. &quo ...

Театрализация как психотехника
Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения коммуникативной роли. Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей, использует понятие ро ...