Психические аномалии и проблемы их криминогенности

Страница 1

Для предоставления системного анализа субъективных факторов, детерминирующих преступное поведение лиц с психическими аномалиями, мне приходиться оперировать понятиями симптома и синдрома.

Симптом - это отдельный признак патологического состояния.

Синдром - это совокупность признаков, объединенных единым механизмом возникновения и функционирования патологического состояния. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов в сравнении с симптомами. Психопатологические (клинические) симптомы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. И это различие обусловлено не столько формой синдрома, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы (ЦНС), на которых эти синдромы выделяются. В системе иерархии мозговых процессов различают такие уровни (А. Р. Лурия, 1962, 1964; Ю. Ф. Поляков, 1971, 1977):

- патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т.п.;

- физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;

- пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики;

- психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.

При этом, как указывает Ю. Ф. Поляков (1971), если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос, как нарушено протекание самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям. Иными словами, сущность психопатологических синдромов не может быть понята без патопсихологического анализа лежащих в их основе явлений, и в свою очередь, патопсихологических синдромов невозможно без четкого определения объекта исследования.

По определению, патопсихологический синдром принципиально отличается от медицинского психиатрического синдрома.

Под патопсихологическим синдромом понимают сочетание признаков нарушений, сохранных сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности (памяти, эмоциональной сферы, установок, ориентаций и т.д.), объединенных психологическими механизмами функционирования личности (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986).

Характеристика основных патопсихологических симптокомплексов и их криминогенное значение.

Систематика патопсихологических синдромов разработана значительно меньше, чем систематика клинических синдромов. Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982).

[1]Накопление автором данных, собранных в судебно-психиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, об особенностях нарушения психической деятельности (мышления, интеллекта, памяти, внимания, воли, эмоциональных, мотивационных процессов) позволило выявить следующие патопсихологические симптокомплексы или синдромы:

- шизофренический симптокомплекс;

- психопатический симптокомплекс;

- органический симптокомплекс;

- олигофренический симптокомплекс;

- психогенной дезорганизации психической деятельности.

Каждый из этих патопсихологических синдромов включает в себя ряд признаков, относящихся не к какой-либо одной сфере личности, а описывающих совокупность нарушений психической деятельности и личностных расстройств.

Рассмотрим более подробно несколько из вышеприведенных патопсихологических синдромов.

Шизофренический симптокомплекс складывается из личностно-мотивационных расстройств, таких, как:

- изменение структуры и иерархии мотивов;

- расстройства мыслительной деятельности, нарушающие целенаправленность мышления и смыслообразования (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм) при сохранности операционной стороны;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Предварительные условия
Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекатьс ...

Улыбка на здоровье
Чувство юмора - очень хорошая черта характе­ра, которую каждому родителю хотелось бы видеть в своем ребенке. Но взрослые и дети часто по-разному пони­мают шутки и юмор. Как быть? Мы все знаем, что жизнерадост­ным и веселым людям ...

Формирование речи у слепоглухих
Формирование речи на основе коммуникативного подхода в школе слепоглухих на первоначальном этапе сталкивается с рядом трудностей, связанных с особенностями слепоглухого ребенка, а именно: очень слабая потребность в коммуникации и малая сп ...