Мышление как системный процесс.

Страница 2

Голосовой аппарат является исполнительным компонентом системной организации мышления.

Особое место в организации процесса мышления занимает предварительная инструкция или наставление. Словесная или письменная инструкция формирует у человека акцептор результата действия, в котором программируется определенная цель – желаемый результат и ведущие к нему мыслительные действия, т.е. «мыслительная энграмма».

«С точки зрения теории функциональных систем процесс формирования «мыслительной энграммы» начинается с действия параметров подкрепляющего раздражителя на рецепторы мотивированного потребностью субъекта» [5, с. 88]. При этом на основе обратной афферентации в структурах акцептора результата действия формируется «мысленный образ» подкрепления. исходная мотивация и пусковой условный стимул еще более активируют «мысленный образ» подкрепления, место его нахождения и способ его достижения, т.е. между потребностью и объектом, способным удовлетворить данную потребность, существует постоянное динамическое двустороннее взаимодействие. С одной стороны, акцептор результата действия может создаваться параметрами подкрепления при непосредственном его достижении или же может быть активизирован доминирующей мотивацией или условным стимулом на основе предшествующего опыта. Таким образом, инструкция «отпечатывается» на структурах мозга и может быть активизирована в ситуации решения сходной задачи.

Некоторые психологи, в особенности в традиции школы деятельностного подхода, сомневаются в большой значимости механизмов обратной афферентации в процессах мышления. «Процесс афферентации – это механизм регуляции, основанный на заранее заданных, сигнальных признаках, т.е. можно сказать, что принцип обратной связи реализует принцип сигнальности» [3, с. 165]. Таким образом, обратная афферентация является однозначной.

Т.к. любая деятельность приводит к результату, которые могут повлиять на последующую деятельность, то принято считать, что механизм обратной связи (т.е. связи конкретной операции с ее результатом) – это основной и всеобщий способ детерминации всех явлений и процессов. А.В. Брушлинский указывает на то, что традиционная трактовка обратной связи как метода управления системой путем включения в акцептор результатов предшествующего выполнения ею своих задач специфична не для всех типов взаимоотношений между различными процессами и их результатами, т.е. обратная связь специфична для строго определенных взаимоотношений между ними: непосредственных, наглядных, однозначных. «Обратные связи представляют собой чувственно-наглядное, непосредственное соотнесение или сличение заранее заданных, желаемых, конечных и фактически достигнутых, промежуточных, текущих результатов» [3, с. 165].

Если рассматривать т.н. «творческое» мышление, то в качестве желаемого результата выступает прогнозируемое искомое или его вообще может не быть, т.е. акцептора результата действия может просто не быть или же он будет очень абстрактным. Неизвестность искомого означает, что даже в ходе его постепенного или скачкообразного прогнозирования оно до последней стадии мыслительного процесса не может быть найдено и зафиксировано с предельной отчетливостью.

В противоположность такому построению акцептора результата действия в «простейшем» построении обратных связей существует исходный эталон результата действия, который предполагает четкую фиксацию всех (или многих) параметров результата. Без этого эталона невозможно непосредственное сличение желаемого и фактического результатов.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Семейное воспитание
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиватю ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким д ...

Выявление позитивных качеств личности, направленной на успешное выполнение социальной роли семьянина.
В данной части работы мы выделили следующие задачи: 1) Выявление уровня сформированности представлении о семейной жизни у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. 2) Соотнесение результатов 1-й и 2-й частей практичес ...

Глобальная Я-концепция
Аспекты, выделенные Я-сознающее Я-как-объект Джемсом (процесс) (содержание) непрерывное взаимодействие Компоненты самооценка установки или приятие образ Я себя тенденции поведения Я-концеп ...