Отличительной особенностью системной арихитектоники психической деятельности является то, что она целиком строится на информационной основе. Информационный уровень затрагивает процессы отражения мозгом внутренних состояний организма и разнообразных воздействий на него раздражителей из внешней среды. Информация при этом понимается как «отношение субъекта к своим потребностям и их удовлетворении» [5, с. 21]. При отклонение результата деятельности любой функциональной системы от образа результата действия (акцептора действия) формируется субъективный информационный сигнал – отрицательная эмоция, при совпадении результата действия с акцептором формируется положительная эмоция.
П.К. Анохин определяет афферентный синтез как «способность коры больших полушарий провести синтез многочисленных и различных по функциональному качеству афферентных воздействий и только после этого формировать приспособительный поведенческий акт, соответствующий данной системе» [2, с. 47].
На стадии афферентного синтеза интегрируются несколько форм афферентной информации:
- мотивационное возбуждение, определяющее и направляющее, активирующее подбор информации, необходимой для выработки решения к действию;
- обстановочная афферентация – создает предпусковую интеграцию возбуждения, которое находится в скрытом состоянии, но может быть выявлено при действии пускового стимула;
- пусковая афферентация, имеющая физиологический смысл;
- использование аппарата памяти.
Таким образом, на стадии афферентного синтеза доминирующее мотивационное состояние, возникающее на основе доминирующей в данный момент потребности, постоянно взаимодействует с афферентацией, поступающей в центральную нервную систему от афферентного звена. Информационным результатом этого взаимодействия является такой механизм психической деятельности, как принятие решения, которое предполагает направленность деятельности субъекта на удовлетворение доминирующей мотивации.
«После принятия решения психическая деятельность может ограничиться сугубо мозговыми нейродинамическими исполнительными механизмами или же для удовлетворения потребности включать активную поведенческую деятельность» [5, с. 22]. Еще до исполнения действия формируется аппарат постановки цели - акцептор результата действия. По определению П.К. Анохина акцептор результата действия – «это отражение афферентных параметров результата с различными модальностями, ожидаемого именно в данных условиях и именно в данной ситуации» [2, с. 55]. Акцептор результата действия – временное образование, сформированное в функциональных системах на генетической основе и на основе индивидуального опыта (многократная постановка одной и той же цели) конкретно по поводу данной ситуации. При действии на организм (и более всего на его рецепторы) факторов внешней среды, удовлетворяющих или не удовлетворяющих его потребность, возникают афферентные потоки возбуждения, которые проходят в центральную нервную систему и запечатлеваются на соответствующих структурах мозга, составляющих аппарат акцептора результата действия. Особое влияние на акцептор действия оказывают факторы, удовлетворяющие потребность, т.е. подкрепляющие – эти факторы запечатлеваются быстрее и лучше (т.к. функциональная системы действует по принципу доминанты). Анохин разделяет обратную афферентацию на 2 принципиально разных типа:
- направляющую движение, т.е. обратная афферентация от эффекторов;
- результирующая афферентация, т.е. обратная афферентация от признаков самого результата действия (поэтапная – соответствует осуществлению новой цели данного поведенческого акта; санкционирующая – закрепляет наиболее успешные интеграции афферентного возбуждения и завершает логическую функциональную единицу поведения).
Другие статьи:
Лжец. Виды лжи
В книге И. Вагина «Психология выживания в современной России» рассматриваются проблемы обмана и лжи. В ней говорится о том, что человек, как правило, лжет или для достижения собственных целей или для возвышения себя в глазах окружающих ил ...
Мотив аффилиации
Содержание мотива аффилиации далеко не однородно: сюда включаются потребность контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь. Г. Мюррей так определяет потребность человека в аффи ...
Понятие имидж
Понятие имидж - синонимичное «персонификации», но более обобщенное, включающее не только естественные свойства личности, но и специально наработанные и созданные [4,58]. Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характери ...
Разделы