Развитие семейной психотерапии

Семейная психотерапия » Развитие семейной психотерапии

В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и “семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире считается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или илных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось так называемое “семейное воспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии.

Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-ых годов ХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое, системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая “маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных проекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта – то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и высокоэффективным.

В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают в русле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическое направление. Сторонники эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и другие.

Другие статьи:

Развитие группы. Общие качества группы.
Непосредственно общие качества группы: Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция). Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в ...

Характерологический анализ Райха
Вильгельм Райх – австрийский психиатр, представитель неопсихоанализа. Он предложил структу­ру личности, состоящую из трех независимых уровней. “Поверхнос­тный уровень" образуют социально одобряемые формы меж­личностных коммуникаций п ...

Личностные особенности родителей, влияющие на стиль отношения к ребенку.
Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И.). А.Я. Варга (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико- пс ...