Страх как ценность

Страница 1

Согласно научному мнению, излагаемому Додоновым (1978), существует разновидность проникающих ценностных ориентаций – ориентация людей на определенные переживания, придающие определенную ценность вызывающим их объектам и деятельностям. Эмоции заинтересованно, пристрастно оценивают действительность и доводят свою оценку до сведения организма на языке переживания. Фактическая ценность скрывается за признаваемой ценностью переживаний, за человеческим влечением к некоторым из них. Существует врожденная потребность в эмоциональном насыщении, она аналогична всем другим эмоциональным потребностям человека, в частности, потребности в движении.

Как это ни парадоксально существует потребность в страхе. Повседневная жизнь в цивилизованном обществе не грозит множеством страшных ситуаций для жизни, как, например, жизнь животного в природе. При получении пищи человек не подвергается атакам других животных, не тонет в воде, не проводит борьбы за власть или за сохранение престижа. Смерть в современном обществе приходит тайно, как в случае промышленных отравлений, или внезапно – в несчастных случаях. Человек как бы ищет угрожающей ситуации, чтобы, превозмогая ее, пересилить свой страх. Опасность разряжает дремлющее в человеке беспокойство. По этой причине нередко человек сам непроизвольно ищет встречи с предметом собственного невротического беспокойства, чтобы его уменьшить. Опасность должна проникнуть в сознание, чтобы появилось чувство страха. Активная позиция уменьшает чувство опасности.

Ценность страха состоит в том, что он позволяет предугадывать грозящую опасность, заставляет человека идти вперед в четырехмерном пространстве, проецировать сознание в будущее. Додонов, кроме того, отмечает особое, психологически обусловленное тяготение к определенным переживаниям (Додонов Б.И., Вопросы Психологии, 1975, №6 с. 96), которое отличается от исходной потребности в эмоциональном насыщении следующими четырьмя моментами:

1. Человек испытывает нужду не просто в любом случайном наборе эмоций, а только в таком, который образует ту или иную полюбившуюся ему эмоциональную мелодию, обладающую известной структурой и единством составляющих ее элементов.

2. Каждая из этих мелодий записана в эмоциональной памяти, запрограммирована для исполнения. Она возникает не случайно, но в результате преднамеренного воссоздания соответствующей эмоциогенной ситуации.

3. Эмоциональные образы этой мелодии тесно связаны с определенными зрительными, слуховыми и прочими представлениями, а также с определенным идеальным содержанием.

4. У личности закрепляются специальные способы и формы удовлетворения ее потребности в эмоциональном насыщении. Эти формы – мечты, интересы, воспоминания, игры. “У людей наряду с целевыми установками формируются также установки на определенные комплексы эмоций” (Додонов Б.И., Вопросы Психологии, 1975, №6 с. 99).

Додонов называет это эмоциональной направленностью. Само собой, разумеется, существует эмоциональная направленность на страх. Видимо, есть определенные типы людей, у которых страх является доминирующей эмоцией и именно переживание страха или удовлетворение от его преодоления является наибольшей ценностью.

Физиологическое исследование некоторых эмоциональных состояний (Геллхорн) острого наслаждения показало, что при нем вовлекаются в работу две разные системы:

1. парасимпатическая, связанная с положительными эмоциями, и

2. симпатическая, являющаяся одним из нервных коррелятов отрицательных эмоций.

Наслаждение, таким образом, есть состояние, включающее в себя страдание, но в целом приятное человеку. Аналогичная картина наблюдается и при тревожности. Таким образом, нетрудно понять стремление людей к страданию, страху, тревоге и риску. Это придает остроту и необычность чувствам и переживаниям, увеличивая также их ценность.

Изард К. Е. приводит следующие составляющие ситуации страха (в порядке возрастания значимости):

    • расположенность к объекту,
    • самоуверенность,
    • импульсивность,
    • напряженность
Страницы: 1 2

Другие статьи:

Фрустрационная теория
Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется выше описанной. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: · Фрустрация всегда приводит к а ...

Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
Взаимодействие двух сигнальных систем выражается в явле­нии элективной (избирательной) иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием связей между струк­турами, воспринимающими стимулы и обозначающими их слов ...

Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента
Главная задача психологической службы в ВУЗе - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в ВУЗе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки. Мотивацион ...