Наиболее частые формы проявления невротического страха

Психология » Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня » Наиболее частые формы проявления невротического страха

Форма и сила страха при неврозах бывают разнообразными.

1. Постоянная форма – неопределенное беспокойство. Человек постоянно находится в состоянии внутреннего напряжения, предчувствует несчастье и угрозу. Иногда беспокойство концентрируется на незначительных трудностях и конфликтах, превращая их в неразрешимую проблему, которая вызывает агрессию. Постоянное внутреннее напряжение ведет к напряжению вегетативно-эндокринной системы, которая тогда пребывает в готовности к борьбе и бегству, а потому увеличивает внутреннее напряжение. Вследствие мышечного напряжения повышаются глубокие сухожильные рефлексы, появляется чувство усталости, боли в мышцах.

2. Приступообразная форма – пароксизмы страха в форме приступов с сильными вегетативными нарушениями, которым неоднократно сопутствует страх перед смертью или перед психической болезнью. Пароксизмы страха продолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Им сопутствуют такие вегетативные нарушения, как сильное сердцебиение, обильное потоотделение, понос, позывы на мочеиспускание. Человеку кажется, что он сейчас умрет или сойдет с ума.

3. Локализованная форма – чувство страха относится к определенной части тела или к конкретной ситуации. Страх концентрируется на предметах, как правило, не имеющих ничего общего с его генезом. В ипохондрических состояниях такого рода страх ведет к снижению порога сознательной перцепции для интероцептивных раздражителей. В ананкастических синдромах, страх локализуется около мысли, которую невозможно прогнать, около действия, которое необходимо повторять, около ситуации, которая вызывает страх.

К. Е. Изард выделяет следующие виды страха:

    • страх-гнев и страх-страдание – в зависимости от формы реагирования;
    • острый страх, реакцию организма на угрожающую ситуацию;
    • хронический страх – следствие нормативного воспитания ребенка.

Ж. С. Холл выделяет 136 видов невротических фобий.

В американских медицинских справочниках зафиксировано 367 фобий, выделенных специальным названием в зависимости от предмета страха или пугающей ситуации.

Э. А. Карандышева (Изард, 1980) предлагает следующую классификацию на основании собственных клинических исследований:

1. Страх пространства и перемещения в нем. К этой группе относятся агорафобия (страх открытых пространств), клаустрофобия (страх закрытых помещений), гипсофобия (страх высоты).

2. Социофобии (термин Ф. Тейлор; 1966). К этой группе относятся страх выступления перед аудиторией, эрейтофобия (навязчивый страх покраснения), страх перед невозможностью, боязнь проглотить пищу в присутствии посторонних, страх вырвать в обществе, боязнь покраснеть и вспотеть. Б. Д. Карвасарский (1990) называет неврозы первых двух групп фобиями внешнего стимула.

3. Нозофобии. Это фобии внутреннего стимула. К ним относятся кардиофобия (навязчивый страх за состояние сердца), миссофобия (навязчивый страх сумасшествия), канцерофобия (страх заболеть раком).

4. Обсессивно-компульсивные фобии. К ним относятся мизофобия (навязчивый страх загрязнения), боязнь загрязнения и заражения, контрастные навязчивости (навязчивые мысли, прямо противоположные тем, которые противоположны тем, которые привычны субъекту, резко расходящиеся с системой ценностей, а потому пугающие).

5. В эту группу сама Э. А. Карандышева относит все остальные фобии, с которыми она сталкивалась в своей работе в меньшей мере.

Другие статьи:

Общение со взрослыми в школьном возрасте
Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самооб ...

Исследование фрустрационной толерантности здоровых подростков и подростков-инвалидов
Интерпритация теста фрустрационной толерантности Розенцвенга сводилась к выявлению среднего значения коэффициента социальной адаптации (GCR), которое у подростков с ограниченными возможностями составило38,7% и достоверно отличается (р«0,2 ...

Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/, Б.Н. Никитина /18, 15, ...