- наличие и характер формализованных правил для принятия решений;
- степень подотчетности руководителя руководимым;
- сила и тип оппозиции;
- характер любых разделяемых убеждений;
- ресурсы, доступные для руководителя;
- организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.
Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место лидерство, его контекст.
Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.
Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который наделен властью принимать решения в отношении других людей, группы, организации или правительства, который несет ответственность за последствия любых своих решений.
В социально - психологической литературе можно встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров : “игроки” и “открытые”.
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.
“Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.[6]
В социально - психологической литературе существует также классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров:
- авторитарный;
- демократический;
- нейтральный ( анархический).
Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.
В книге Р.Л. Кричевского “ Если вы - руководитель” приводится пример данных типов лидерства[7]
Авторитарный тип
|
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
|
Деловые краткие распоряжения |
Дела в группе планируются заранее ( во всем их объеме) |
|
Запреты без снисхождения, с угрозой |
Определяются лишь непосред-ственные цели, дальние-неизвестны |
|
Четкий язык, неприветливый тон |
Голос руководителя решающий |
|
Похвала и порицание субъективны | |
|
Эмоции в расчет не принимаются | |
|
Позиция руководителя - вне группы |
Другие статьи:
Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ взаимодействий, анализ
игр
Первый шаг руководителя группы в терапии ТА состоит в том, чтобы помочь участникам занятий научиться различать способы поведения Родителя, Ребенка и Взрослого. Чтобы помочь членам группы научиться контролировать внутренние психические про ...
Психоаналитический
взгляд на проблему
Традиционная психоаналитическая точка зрения – страх переживается только при наличии реальной угрозы.
По З. Фрейду, любая ситуация опасности включает потерю любви или объекта любви. Рождение является прототипом ощущения опасности (Фрейд, ...
Социальные последствия.
И
так, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и довольно распространенны и не то что с каждым годом, а с каждым месяцем количество вовлеченных в них людей увеличивается. Социальные последствия этого явления уже сейчас ...



Разделы