· Когнитивное развитие.
В этом возрасте подробно изучается развитие перцепции, развитие сенсо-моторного интеллекта. В плане взаимодействия матери с ребенком акцент ставится на предоставление матерью адекватных стимульных условий развития. В рамках теории привязанности оценивается влияние качества привязанности на когнитивное развитие ребенка.
· Эмоциональное развитие.
В рамках разных подходов этот период рассматривается как сензитивный в развитии эмоциональной сферы. Роль матери состоит в обеспечении эмоционального комфорта, эмоциональном вазимодействии с ребенком, проявлении безусловной любви и поддержки. В деятельностном подходе выдеяется самостоятельная форма общения (ситуативно-личностная), содержанием которой является эмоциональное взаимодействие матери с ребенком.
· Развитие личности
. В психоанализе - первая фаза психосексуального развития (оральная). Первый год жизни считается периодом формирования ядерных структур личности, образованием базового отношения к миру. В этом процессе решающая роль принадлежит матери, функции которой состоят в своевременной заботе, поддрежке, эмоциональном принятии ребенка. Выделяются фазы симбиоза и сепарарации, успешное прохождение которых зависит от взаимодействия с матерью и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь субъекта.
· Отдельные структуры субъективного опыта.
В основном этот период рассматривается в теориях привязанности, “objekt relation”, детском психоанализе. Веделяются этапы формирования рабочей модели “Я-Другой”, Я-концепции, возникновения переходного объекта и настоящего, реально существующего объекта, появление первичного и вторичного объекта привязанности, поведения привязанности. Роль матери оценивается как решающая. Качество рабочей модели мира, содержание Я-концепции, качество привязанности зависят от успешности выполнения матерью своих функций: обеспечения физического и эмоционального комфорта, участия в эмоциональной жизни ребенка, своих функций “посредника” между ребенком и внешним миром. Самостоятельным аспектом исследования является нарушение психического развития ребенка в условиях материнской депривации.
· Этологический подход.
Наиболее активно реализован в теории социального научения. Предметом исследования является структура и содержания взимодействия матери с ребенком. Подробно описаны функции матери в этом взаимодействии, а также культурные и индивидуальные особенности их проявления.
· Деятельностный подход.
Младенчество является первым и весьма важным периодом развития ребенка. Выделяются формы ведущей деятельности (общение в первом полугодии и предметная деятельность во втором), их содержание и структура. Рассматривается роль взрослого в развитии деятельности ребенка, которая характеризуется в первом полугодии как “совокупная”, а во втором - как “совместно-раделенная” (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин), где взрослый принимает на себя постановку целей, еще недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их результатов. В развитии общения выделется две формы: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая. Кризис первого года рассматривается как противоречие между внутренними и внешними условиями развития ребенка.
Другие статьи:
Влияние социальной среды на одаренность.
1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выв ...
Сократ: «Познай самого себя»
Сократ - представитель идеалистического религиозно - нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалис ...
Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу,во – первых , наиболее запутанных , а , во – вторых , пренебрегаемых , а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики . Отрадно , что сейчас ситуация с половым воспи ...
Разделы