· Когнитивное развитие.
В этом возрасте подробно изучается развитие перцепции, развитие сенсо-моторного интеллекта. В плане взаимодействия матери с ребенком акцент ставится на предоставление матерью адекватных стимульных условий развития. В рамках теории привязанности оценивается влияние качества привязанности на когнитивное развитие ребенка.
· Эмоциональное развитие.
В рамках разных подходов этот период рассматривается как сензитивный в развитии эмоциональной сферы. Роль матери состоит в обеспечении эмоционального комфорта, эмоциональном вазимодействии с ребенком, проявлении безусловной любви и поддержки. В деятельностном подходе выдеяется самостоятельная форма общения (ситуативно-личностная), содержанием которой является эмоциональное взаимодействие матери с ребенком.
· Развитие личности
. В психоанализе - первая фаза психосексуального развития (оральная). Первый год жизни считается периодом формирования ядерных структур личности, образованием базового отношения к миру. В этом процессе решающая роль принадлежит матери, функции которой состоят в своевременной заботе, поддрежке, эмоциональном принятии ребенка. Выделяются фазы симбиоза и сепарарации, успешное прохождение которых зависит от взаимодействия с матерью и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь субъекта.
· Отдельные структуры субъективного опыта.
В основном этот период рассматривается в теориях привязанности, “objekt relation”, детском психоанализе. Веделяются этапы формирования рабочей модели “Я-Другой”, Я-концепции, возникновения переходного объекта и настоящего, реально существующего объекта, появление первичного и вторичного объекта привязанности, поведения привязанности. Роль матери оценивается как решающая. Качество рабочей модели мира, содержание Я-концепции, качество привязанности зависят от успешности выполнения матерью своих функций: обеспечения физического и эмоционального комфорта, участия в эмоциональной жизни ребенка, своих функций “посредника” между ребенком и внешним миром. Самостоятельным аспектом исследования является нарушение психического развития ребенка в условиях материнской депривации.
· Этологический подход.
Наиболее активно реализован в теории социального научения. Предметом исследования является структура и содержания взимодействия матери с ребенком. Подробно описаны функции матери в этом взаимодействии, а также культурные и индивидуальные особенности их проявления.
· Деятельностный подход.
Младенчество является первым и весьма важным периодом развития ребенка. Выделяются формы ведущей деятельности (общение в первом полугодии и предметная деятельность во втором), их содержание и структура. Рассматривается роль взрослого в развитии деятельности ребенка, которая характеризуется в первом полугодии как “совокупная”, а во втором - как “совместно-раделенная” (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин), где взрослый принимает на себя постановку целей, еще недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их результатов. В развитии общения выделется две формы: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая. Кризис первого года рассматривается как противоречие между внутренними и внешними условиями развития ребенка.
Другие статьи:
Теория Э.Фрома - опыт анализа и применения при наблюдении бытия
Психологическую теорию Э.Фромма можно условно разделить на несколько частей. Мы остановимся на одном из главных его тезисов. О том, что психика человека может иметь две направленности – на бытие или на обладание[1].
Эта направленность мо ...
Анализ результатов экспериментального исследования.
Для того, чтобы выявить проявление коммуникативных способностей, была применена методика КОС. Результаты теста дают возможность определить коммуникативные способности учащихся. [см. Приложение 1]
Уровень коммуникативных способностей. ...
Глубинное воспитание как основа коррекции сложных педагогических ситуаций
в процессе семейного воспитания.
Источник конфликтов, возникающих в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, заключается в различии их взглядов на явления окружающей их действительности. С одной стороны, ребенком движет сила собственных актуальных потребностей, что меша ...



Разделы