Отражение отношения к смерти в художественной литературе.

Психология » Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни » Отражение отношения к смерти в художественной литературе.

Страница 1

Выше нами было рассмотрено отношение к смерти с различных сторон, т.к. философия, медицина, психология, а также религия. Однако, хотелось бы отметить, что и в литературе данной проблеме уделяется большое внимание. Несметное количество поэтов, писателей, литераторов выражали свои мысли и чуства по отношению к смерти. У каждого из них они выражаются по – своему красиво и в тот же момент ужасно.

В этом отношении представляет огромный интерес, представленная в начале XIV века, объемная и законченная картина жизни за смертью – «Божесивенная комедия» Данте Алигьери ( 1265-1321). В своем «подлинном откровении», он использует мифологические образы античного Аида, а также христианские представления о загробном мире, заимствуя многое у Фомы Аквинского, Аристотеля и римско-католической традиции, тем самым создав продуманную концепцию потустороннего существования.(2С.691).

Его потусторонний мир распадается на три основные части – Ад, Чистилище и Рай. Дантовский Ад ( инферно ) представляет собой подземную воронкообразную пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара. Ее склоны опаясаны девятью концентрическими уступами, «кругами Ада», каждому из которых соответствуют свои грехи, причем чем тяжелее грех, тем в более глубоком круге и более тяжкими муками он искупается.

В первом кругу Ада Данте помещает некрещенных младенцев и добродетельных нехристиан. Во втором кругу Ада несут наказание сладострастники, в третьем – чревоугодники, в четвертом – скупцы и расточители, в пятом – гневные, в шестом – еретики, в седьмом – насильники. Седьмой круг разделен на три пояса, в которых соответственно размещены насильники над ближним, насильники над собою и насильники над божеством

и над естеством. Восьмой круг представляет широкий кольцеобразный уступ адской воронки, опоясанный крутой стеной обрыва. Он изборожден десятью концентрическими рвами, которые отделены друг от друга валами. В его центре зияет глубина широкого и темного колодца, на дне которого лежит последний, девятый круг Ада, ледяное озеро Коцит. В Злых Щелях караются обманщики, сводники и обольстители, льстецы, святокупцы, прорицатели, лицемеры, воры и т.д. В озеро Коцит вмерзли обманувшие доверевщихся им, то есть предатели. Этот последний круг Ада разделен без видимых границ на четыре концентрических пояса. В первом вместе с Каином казнятся предатели родных, во втором – предатели родины и единомышленников, в третьем – предатели друзей и сотрапезников и, в четвертом – предатели благодетелей. Именно там, в центре четвертого круга, по грудь возвышается изо льда Люцифер, в трех пастях которого казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужаснее всех остальных: предатели величества Божеского ( Иуда ) и величества человеческого ( Брут и Кассий, убившие Юлия Цезаря ).

Второе царство, Чистилище, Данте изображает в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами. На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая. Судьба души в Чистилище может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами» ( молитвами и пожертвованиями ) в память умершего оставшимися на земле родными и близкими.

У подножия горы Дантова Чистилища толпятся умершие под церковным отлучением, на уступах Предчистилища – нерадивые. В первом круге Чистилища Данте расположил гордецов, во втором - -завистников, в третьем – гневных, в четвертом – унылых, в пятом – скупцов и расточителей, в шестом – чревоугодников, в седьмом – сладострастников. В Чистилище душа может очиститься от гибельных пристрастий и привычек и приобрести новое

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Понятие воображения.
По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. (Цит. по 18, 349). Отличительной особенностью воображения являет ...

Современная семья
Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи м ...

Эмоции и компоненты, образующие личность.
Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. "То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индив ...