О проблемах базового образования

Психология » Теория социально-психологического тренинга » О проблемах базового образования

И здесь многие могут сказать, что в нашей стране-то об этом всегда заботились. Ещё тов. Сталин говорил, что «кадры решают всё». А наша школа! Наше школьное образование традиционно считается одним из лучших в мире. Выпускники нашей школы всесторонне образованные люди. Программа нашей школы опережает американские и европейские аналоги. И с этими разумными доводами наших педагогов трудно не согласиться. Но обратим внимание на то, кого конкретно выпускает наша школа? Что это за всесторонне образованные люди. Программа современной школы держится за стандарты советской школы. Советская школьная программа была написана в середине 50-х годов прошлого века и полностью отвечала запросам того времени (эпохи высоких технологий и гонки вооружений), она готовила будущих физиков-ядерщиков, т.е. абитуриентов на физмат МГУ. Отсюда мощнейшая естественнонаучная база нашей школы. Однако, эпоха Height tech позади – новая реальность ставит новые задачи перед образованием. Но образование всё ещё очень мало прислушивается к этим задачам. В школе по-прежнему правит один и тот же тип коммуникации: ученик – учитель. Ответ, данный учеником, может быть только правильный или неправильный. Учитель – носитель истины в последней инстанции. Коммуникации между учениками не приветствуются. В своей учительской практике я сталкивался с тем, что дети из 7-ого класса пришли в серьезное замешательство, когда я предложил им разбиться на группы, и деление это заняло у них треть урока. Оказавшись в группе они продемонстрировали очень слабые способности к взаимодействию, в связи с чем пришлось вернуться к традиционным формам обучения. Тогда как дети из 3-его, у которых, на экспериментальной основе, внедрялось целенаправленное обучение коммуникации, за 2 минуты разделились на группы и прошли за урок в два раза больше информации, чем 7-ой класс. Возникает вопрос, кто из этих детей будет более приспособлен к жизни, покинув стены школы после 11-ого класса?

Проблемы школьного образования плавно перетекают и в Вузовское. Хотя в Московских Вузах всё-таки уже активно внедряется дополнительное образование для студентов (об одной из таких программ будет написано в практической части), но опять же эти программы, в основном, затрагивают активных студентов, у которых коммуникативные навыки и так хорошо развиты. Так же как и в экспериментальные классы школы попадают, в основном, одарённые дети.

Как результат, прекрасно образованные люди, покинув стены лучших учебных заведений, могут оказаться малоэффективны при запросе на развитость коммуникативных навыков. Они часто конфликтны, плохо работают в команде, плохо представляют себе принципы клиентоориентированной работы, плохо распределяют своё время, не могут работать в сфере не явно сформулированных задач, часто допускают ошибки при ведении переговоров.

Неисправимы ли пробелы базового образования?

На охоту ехать – собак кормить.

Работодатель может заметить, что можно ведь набрать на работу именно коммуникативно квалифицированные кадры? Для этого и существует собеседование. Как говорят кадровые агенты: «Работодатель ищет звёзд». И это, конечно так, но это если дело идёт о найме низко квалифицированных кадров, например, продавца в продуктовый магазин, а если мы ищем продавца недвижимости на Рублёвском шоссе или океанских яхт со знанием 2-ух языков, один из которых итальянский, то круг подходящих нам людей сужается до единиц. И мы вынуждены брать на работу тех людей, которые есть. Взяв этих людей, мы знаем, что они профессионалы своего дела, но станут ли они профессионалами общего дела компании? Владеют ли они необходимым нам багажом коммуникативных навыков и умений? Как обучить их этому?

И вот именно здесь на помощь приходит социально-психологический тренинг персонала. Именно он, при грамотном проведении, может залатать дыры в базовом образовании и познакомить новый персонал с политикой компании. Социально-психологический тренинг может так же являться первым шагом на пути внедрения инноваций в компании, хотя это уже несколько другая тема. Мы же будем рассматривать СП-тренинг, как групповую форму первичного обучения группы сотрудников. И в ходе небольшого исследования посмотрим, действительно ли социально-психологический тренинг персонала, основанный на принципе единства приобретения опыта и роста компетенции, является оптимальным средством первичного обучения персонала.

Другие статьи:

Морфологические аспекты конституции
В силу ряда причин в биологии и медицине до сравнительно недавнего времени разрабатывался главным образом морфологический аспект конституции, т. е. она, по существу, идентифицировалась с индивидуальными (индивидуально-типологическими) ос ...

«Странный ребенок»
Маленький мальчик стоит у окна. Рукой он держит занавеску, которую торопливо, шумно передвигает перед собой в зад и вперед. Внезапно он прекращает это занятие, но в остальном его поведение остается без каких-либо изменений. Кажется , он ...

Теория социального научения
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, о ...