Проживать самого себя

Страница 1

В повседневной жизни часто случается так, что мы мало обращаем внимания на нашу интуицию. Мы предпочитаем сле­довать тому, что одобрено общественным мнением, тому, что кто-то нам поручает, или тому, что предписывают нам наши страхи и опасения. Мужчины часто гово­рят, что они в большей степени действуют в соответствии с деловой и профессиональной необходи­мостью «как этого требует здравый смысл».

От женщин я часто слышу, что они скорее бы последовали ожиданиям других в отношении себя и общепринятым образцам пове­дения.

Кларе 37 лет, ей везде рады, она общительна, заму­жем, имеет двоих детей. У нее все в порядке. Никто бы не мог и подумать, что у нее есть проблемы. Однако ее жизнь внутренне пуста, несмотря на то, что внешне Клара актив­на и деловита. Сама себя она считает поверхностным чело­веком, она недовольна собой, у нее есть чувство, как будто бы до сих пор она живет в мире грез. Поскольку она счита­ет, что ее собственные чувства неверны и обманчивы, она старается приспособиться к окружающему миру и ведет се­бя так, чтобы понравиться другим. Чего она хочет сама, она часто не знает, зато гораздо более точно чувствует, чего хо­тят от нее другие. Ее жизнь сосредоточена на достижении успеха, приспособлении и механическом функционировании. И вот теперь

у нее возникает чувство, как будто бы она живет «где-то рядом со своей жизнью». Несмотря на то, что она постоянно чем-то занята, из ее жизни постепенно стал исчезать смысл.

Когда Клара начала обращать внимание на то, что нравится ей самой, на то, что она сама считает хорошим и важным, ее жизнь начала становиться увлекательной. Она должна была сначала научиться находить свое «чутье», воспринимать его, разрешать ему быть. Затем она посте­пенно начала жить в соответствии с ним, независимо от то­го, получала ли она за это признание, считалось ли это до­стижением или нет. Это, конечно, приводило к напряженности в семье, привыкшей к женщине, которая действовала, приспосабливаясь, и теперь ее семья также должна была в некоторых вещах перестраиваться. Вполне понятно, что и сама Клара тоже часто испытывала страх и неуверенность в своих новых попытках. Однако, несмотря на эти эмоциональные состояния, она начала все чаще жить именно так, как она действительно хотела: с детьми, в отношениях с мужем, в свободное время.

Метод, который использовала Клара, за­ключался в том, чтобы всегда сначала спрашивать себя: «Нравится ли мне это делать, или же я делаю это из-за других людей? Или ради их при­знания? Или для того, чтобы функционировать без помех? Только лишь потому, что это требуется?» В возрасте 37, 38, 39 лет Клара постепенно научилась жить своей жизнью. Ее жизнь - это то, что она сама считает правильным, важным и ценным. В соответствии с положениями

экзистенциаль­ного анализа она часто в повседневной жизни задавала се­бе вопрос:

«Нравится ли мне жить так, как я живу?»

А если нет, то:

«Что я могу сегодня сделать для того, чтобы завтра мне нравилось жить?»

О чем мы говорили, в равной степени касается и мужчин, и женщин. Конечно, существуют раз­личия в эмоциональности между мужчинами и женщина­ми, равно как и между людьми одного пола. Так и должно быть, если эмоциональные состояния являются восприяти­ем нашей внутренней действительности - прежде всего те­ла и его состояния и, помимо этого, конечно, прежнего опыта. Различие полов проявляется в том, что внутреннее, чувст­венное восприятие своего тела у женщин развито несколько сильнее, чем у мужчин.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Заключение.
Выше описанные характеристики личности педагога вообще должен иметь, в частности, преподаватель психологии. Ведь личностное развитие, включающее в себя и профессиональное, играет огромную роль в осуществлении им эффективной деятельности. ...

Компоненты структуры личности
Краткое название подструктуры. К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологичес ...

Профилактика стресса
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигател ...