Социодрама – это метод социальной психокоррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности.
Социодраматическая ролевая игра – это психосоциальная импровизация личности, в процессе которой она осваивает навыки (или корректирует деформированные) организации своего пребывания в различных ролях.
Можно по-разному трактовать отличие социодрамы от психодрамы, но с точки зрения социальной психокоррекции социодрама – это своеобразный ролевой тренинг личности. Система социодраматических ролевых игр позволяет сформировать не только социально-ролевую пластичность личности, но и системно-ролевую структуру для неё как своеобразный социальный эталон коммуникативного поведения.
Если в основу психодрамы Дж. Морено положил технику инсценирования личных переживаний, то в основу социодрамы положена техника драматизации в сочетании с техникой театрализации.
Термин "драматизация" произведён от слова "драма", главным выразительным средством которой является организация системы диалогов и монологов. Процесс технологической организации ролевого общения на основе системы правил драматизации опирается на закономерности построения драматического произведения (диалог как организационный принцип построения общения; логика драматического действия: экспозиция, завязка, цепь событий основного действия, кульминация и финал – как основа структурной организации психодрамы).
Несмотря на то, что большинство современных учёных, занимающихся проблемой организации игрового общения, пишут не о драматизации, а о театрализации, я считаю принципиальным разграничение этих двух техник. Драматизация – это техника разработки сценария психодрамы как тренинга общения, когда выстраивается целевая, структурно-логическая программа, организующая систему диалогов участников тренинга. Театрализация же – это психотехника ролевого поведения участников тренинга (или система приёмов, средств и способов ролевых действий).
Существование двух техник – драматизации и театрализации – указывает на две технологические стороны организации психодрамы. Драматизация составляет организационно-деятельностную основу психодрамы. Она имеет свои правила организации коммуникативной ситуации для ролевого тренинга.
В системе правил драматизации общения как минимум восемь правил.
Правило первое: общение должно организовываться на основе ролевой дифференциации участников диалога предусматривает чёткое разграничение функций и ролей между участниками тренинга. В соответствии с ними каждый участник получает социально одобренную норму своего поведения в учебном диалоге. Участник тренинга в разных своих психодраматических диалогах может являться носителем разных ролей. Множественность ролей, проигрываемых в короткий период тренинга психотехники общения, – это залог эффективности воспитания коммуникативной культуры личности.
Правило второе: общение происходит на основе структурно-композиционной организации системы диалогов. Система диалогов в функциональных программах общения имеет внутреннюю композиционную структуру. В эту систему входят
v диалог-экспозиция (взаимодействие замкнутого типа, т.е. только участников-исполнителей, или открытого типа, т.е. взаимодействие участников-исполнителей с участниками-зрителями; этот диалог вводит в предметно-ценностный и психологический мир данной ситуации общения);
v диалог-завязка (раскрывает противоречие, которое необходимо разрешить в диалогах основного действия);
v диалог-кульминация (диалог, в котором раскрывается значимость заданного противоречия);
Другие статьи:
Толкование сновидений
Подсознательный материал отнюдь не сразу проявляется при свободной ассоциации; скорее он направляет поток мыслей в определенное русло, которое нащупывается и осознается не всегда. Слушая свободное течение, по-видимому, случайных ассоциа ...
Развитие подростков с точки зрения социальной психологии и педагогики.
Помимо физиологического и психологического развития подростки развиваются социально т. к. человек живет в обществе и не может быть свободным от общества. Именно в обществе идет развитие индивида, и процесс идентичности не мог бы протекать ...
Воображение как составляющая таланта
Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестн ...
Разделы