Слово и человек в жизни

Психология » Слово и человек в жизни

Страница 5

В организме человека, как и у других организмов модель самого организма и образная модель окружающей среды формируются генетической программой и только уточняются с помощью сенсоров (органов чувств). Генетическим кодом, видимо, предусмотрена и возможность формирования знаковой модели в форме понятий. Однако эта модель у конкретного организма формируется в процессе обучения. Таким образом человек разумный формируется не биологически, а в процессе обучения. В этом процессе человек получает элементы знаковой описательной модели – понятия, сформированные, как итог жизни предыдущих поколений. Общество (в том числе и родители) превращает неразумное животное в человека разумного, обучая его сначала говорить, затем читать писать и т. д. Затем только некоторые в процессе своей жизни расширяют небиологическую модель – добавляют к ней новые знания в виде новых понятий или описания новых предметов или явлений. Именно эти некоторые остаются в памяти потомков – долговременной описательной модели. Можно сказать они создали все достижения человечества. Значительно большее число людей как бы не существовало для потомков.

Процесс жизнедеятельности выражается в виде характерных для каждого организма физиологических и поведенческих функций. Это функция самосохранения и связанные с ней функции:

- выделение самого организма и подобных себе организмов из окружающей среды и других организмов,

- выделение и охрана своего потомства,

- выделение и охрана части окружающего пространства и объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности,

- экспансия, агрессивность, подавление и подчинение сильным слабого.

Биологические функции возникли в процессе эволюции и являются основным ее инструментом, обеспечивающим изменение и совершенствование биологических видов – повышение достоверности отражения в генетическом коде и его реализациях особенностей окружающей среды. Они же являются основным инструментом естественного отбора – межвидовой и внутривидовой борьбы организмов. Результатом такой борьбы стало возникновение и исчезновение одних видов, развитие и увеличение численности других.

Большинство биологических функций свойственны для человека и для общностей людей различного уровня. Но каким образом изменились характеристики естественного отбора с возникновением и развитием знаковой модели на основе понятий? Очевидно, знаковая модель на базе понятий и ее физические реализации в эволюционной борьбе явилась главным оружием человека. Все другие биологические виды такого оружия не имеют. Это и обеспечило победу человека, как биологического вида. Соответственно определяющей элемент естественного отбора на Земле давно переместился из биологической в область знаковых моделей – небиологическую форму накопления информации (жизни). При этом двигающая естественный отбор противоречивость биологических функций живых организмов перешла, многократно усилившись, в область знаковых моделей на базе понятий. Сущностью естественного отбора стало соперничество моделей на базе понятий и их физических реализаций, связанных с конкретными биологическими носителями. Интенсивность и масштабы борьбы между общностями людей, экспансии одних и подавления других неизмеримо возросли. Степень могущества отдельных знаковых моделей и их реализаций, используемых в этой борьбе, настолько возросла, что использование их угрожает полным уничтожением всего живого. Возможность ослабить, а может быть исключить такую угрозу лежит на пути определения особенностей знаковых моделей на базе понятий, степени связи их с биологическими функциями отдельного человека и общностей людей, общей связи биологических моделей и моделей на базе понятий с той закономерностью, следствием которой является жизнь.

Как указывалось выше, небиологическая форма жизни – знаковые модели на базе понятий включили в себя и многократно усилили те особенности биологических функций, которые обеспечивают естественный отбор. Эти особенности стимулируют не биологические изменения носителя самой модели, а расширение масштабов и могущества самих знаковых моделей. Биологическая жизнь характерна разнообразием живых организмов. Небиологическая форма дала разнообразие по знаковому составу (языкам), различия людей по категориям общности – семья, город, народ, нация, профессия, религия и т. д. При этом противоречивость, свойственная для процесса развития постоянно возрастает, так как к противоречивости биологических функций добавляется растущая противоречивость, почти безграничные мощь и масштабы знаковых моделей. Если исходить из того, что жизнь является процессом, в котором проявляется физическая закономерность (свойства материи), важным представляется теоретически оценить не только факторы, ускоряющие или задерживающие развитие различных ее форм, но и определить характер этого процесса. Будет ли он поступательным, как было до возникновения человека, экспоненциальным, как он идет с зарождением цивилизации, или примет катастрофический характер. Однозначный ответ на этот вопрос мог бы дать анализ устойчивости жизни, как физического процесса, с помощью математических моделей. Однако пока таких моделей нет, доступным представляется лишь возможность в плане общих рассуждений рассматривать, в чем состоит противоречивость знаковых моделей на базе понятий, какие особенности их обеспечивают устойчивость процесса развития, а какие ее нарушают, соотношение тех и других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Главные черты отличия психики животных от сознания человека.
История развития человека – качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического развития животных. В настоящее время можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточн ...

Завершающий этап
Завершающий, или терминационный, этап семейной пси­хотерапии тесно связан с предыдущими этапами. Если началь­ный и средний этапы семейной психотерапии проходят ус­пешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда чле­нам семьи удается и ...

Улыбка на здоровье
Чувство юмора - очень хорошая черта характе­ра, которую каждому родителю хотелось бы видеть в своем ребенке. Но взрослые и дети часто по-разному пони­мают шутки и юмор. Как быть? Мы все знаем, что жизнерадост­ным и веселым людям ...