Но самая разработанная система использования образов в психотерапевтических целях берет свое начало от работ немецкого ученого Х. Лейнера и его сотрудников.
В 1948 году Лейнер начал свою экспериментальную работу по использованию образов представления в психотерапии. Первая программная публикация появилась в 1954 году, и уже в 1955 году были опубликованы основные положения, методы и результаты символдрамы. Долгие годы, с немецкой аккуратностью, данный автор накопил огромный клинический материал, который служит основой для развития одного из самых перспективных направлений в современной психотерапии: символдрамы.
Символдрама занимает (по мнению Лейнера) промежуточное место между поведенческими методами и глубинной психотерапией. Пациент постепенно вводится в мир работы с образами, вначале под большой опекой психотерапевта (первая степень символдрамы), а потом все больше и больше совершает путешествия в мире образов, все больше и больше освобождаясь от опеки психотерапевта (вторая и третья степени символдрамы). С самого начало, символдрама показала неожиданно большую эффективность, даже в коротких курсах психотерапии (30, 20 или меньше сеансов). Поначалу Лейнер был последовательным психоаналитиком. Впоследствии психоанализ перестал играть какую-либо заметную роль в практике и, пожалуй, в теории символдрамы. В конце концов, теоретические рамки психоанализа стали узки для символдрамы.
Практические и теоретические противоречия между Лейнером и Фрейдом имеют значение не только для теории психотерапии, но и более широкое, общепсихологическое значение. Для Фрейда символы являются «первичным процессом» примитивного порядка, значение которых вытеснено в бессознательное, и его можно выявить только путем ассоциативной работы с пациентом. Для Лейнера символы являются «гештальтами», значение которых можно найти во всей жизненной (экзистенциальной) ситуации, и их значение может быть выявлено путем интуитивного понимания конкретной жизненной ситуации пациента. Если для Фрейда получение гратификации в плане образов является безусловной регрессией к детским способам поведения, то Лейнер считает образы обычными элементами повседневного сознания и использует воображаемую гратификацию в лечении в качестве необходимого элемента психотерапии.
Данные положения могут быть проиллюстрированы примерами из психотерапевтической практики: Лейнер приводит случай одного студента, который панически боялся экзаменов. В измененном состоянии сознания данному пациенту была дана установка на то, чтобы пациент смотрел в глубину воображаемого леса. Пациент увидел там туннель, а из этого туннеля мчался огромный, страшный локомотив. В результате совместного с пациентом анализа данного образа была получена такая цепочка смыслов данного образа: огромный, страшный локомотив - чрезмерно строгий отец – строгий учитель и, наконец, экзамен как конкретное воплощение всех опасностей. Тут вся психосексуальная археология психоанализа оказывается ненужной, ибо смысл образа лежит в плоскости экзистенциальных проблем студента, и копание в возможном эдиповом комплексе пациента не является необходимым для купирования фобического симптома.
Что касается гратификации «первичного процесса», то можно сказать вместе с Лейнером, что он не является каким-либо регрессом, а только необходимым моментом в купировании некоторых психических болезней невротического уровня. Например, при посттравматическом стрессе, когда пациент теряет способность радоваться, очень помогает в измененном состоянии сознания вернуть пациента в те моменты его жизни, когда он испытывал радость. Иногда такой простой прием приводит к удивительному улучшению состояния пациента.
Другие статьи:
Роль
воображения в научном познании мира
Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания.
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Творчество со ...
Способности и одарённость
При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность".
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого ...
Философы и мудрецы, работавшие в направлении
психологии.
Платон (427-347 до н.э.)
Многое в философии Платона восходит к Пифагору. Мир Платона построен из психологических сущностей-идей, но его психология почти полностью умозрительна, спекулятивная. Его идеи были «абстракциями». Однако он дал м ...
Разделы